Презентация для детей о музыкальных инструментах

Презентация на тему: "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Скачать бесплатно и без регистрации. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Значение игры на музыкальных инструментах. Классификация музыкальных инструментов, требования к отбору. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Значение игры на музыкальных инструментах В процессе обучения игре на МИ: перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке; перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке; идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарь детей; идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарь детей; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности — начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности — начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; Игра на МИ может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Таким образом, игра на МИ оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Классификация ДМИ, требования к отбору. Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа — австрийского композитора и педагога, принявшего участие в конструировании специального инструментария для детей «инструменты Орфа». Современные ДОУ опираются на вековой опыт применения озвученных игрушек, распространенных в народе, в воспитании детей. Самые древние из них появились еще в I-II вв. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева и просверленных костей. Позднее появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки в виде козы, петуха, собаки, утки и т. С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек — инструментов — неозвученные и озвученные. Подразделяются фантазируя и напевая, на 4 вида, в зависимости представляют себя от характера их звучания. ИИ со звуком нефиксированной высоты 1. ИИ со звуком нефиксированной высоты погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты ; погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты ; 2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, 2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки; дудки, рожки; 3. ИИ с заданной мелодией игрушки-автоматы 3. ИИ с заданной мелодией игрушки-автоматы — музыкальные шкатулки, ящички; — музыкальные шкатулки, ящички; 4. ИИ с диатоническим и хроматическим 4. ИИ с диатоническим и хроматическим звукорядом — металлофон, пианино, флейта, звукорядом — металлофон, пианино, флейта, саксофон, баян, гармоника, балалайка. Группа струнных цимбалы арфа балалайка гусли домра На струнных музыкальных инструментах звук извлекается в процессе касания струн пальцами или медиатором тонкой пластиной из пластмассы. Группа духовых саксофон мелодикафлейта кларнет Звук на духовых музыкальных инструментах извлекается с помощью вдувания воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки. Группа ударно-клавишных Пианино рояль 9 4. Группа клавишно — язычковых баян аккордеон гармоника 10 5. Группа ударных, имеющих звукоряд ксилофон металлофон Звук на ударных инструментах извлекается ударами палочками или рукой по звучащему телу инструмента. Группа ударных, не имеющих звукоряд барабан бубен тарелкикастаньетымаракасы трещотки треугольник бубенцы вырабатывает чувство ритма, расширяет тембровые представления 12 Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона — тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебаний металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. Для применения в работе ДОУ музыкальные игрушки инструменты должны отвечать следующим требованиям: быть хорошо настроенными; быть хорошо настроенными; иметь определенный чистый тембр; иметь определенный чистый тембр; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; обладать простой конструкцией; обладать простой конструкцией; быть прочными, пригодными для частого использования в быту. Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования В 20-е XX. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и других инструментов. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний — «играть музыку». Вскоре появились смешанные детские оркестры, состоящие из инструментов, на которых можно исполнять мелодию. Первым был деревянный ксилофон, а затем: металлофон, цитры, детские пианино и роль, аккордеон, триола, кларнет, губная гармоника, ложки, треугольник и духовые гармошка. Постепенно в обиход ДОУ вошли новые образцы детских музыкальных игрушек инструментов. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции ДМИ. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на МИ, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Совместно с Николаем Афанасьевичем Метловым в 20-40 гг. Двоскина, Мария Александровна Румер и др. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Ветлугина и ее ученики Радынова Ольга Петровна, Катинене Альбина Ионовна, Палавандишвили Маринэ Левановна выделяют виды детского оркестра: шумовой ансамбль смешанный оркестр -ударные состоящий включающий инструменты, из одинаковых разные группы не имеющие или однотипных инструментов Звукоряд инструментов 15 Шумовой оркестр — наиболее простой и доступный. Его можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов. Применяются погремушка, коробочка и. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки. Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом. Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. В него иногда включают несколько других инструментов: Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент. Если дети музыкально продвинуты ансамбль можно организовать к концу года старшей группы. Для игры в ансамбле привлекается не более 10 детей. Во избежании монотонности звучания не следует всем участникам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество вступающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами выразительности произведения. Начинается обучение в средней группе со второй половины года, с металлофона. Индивидуальное обучение проводить значительно легче. Оно назначается утром, до завтрака или во второй половине дня, длится 5-7 минут. Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд металлофон. Занятия с ансамблем, оркестром проводятся в подготовительной группе, с различными музыкальными инструментами, по желанию ребенка; во второй половине дня раз в неделю, продолжительностью в 25-30 минут. Занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из двух частей: 1 —я часть — разучивание мелодии произведения под руководством взрослого; 2 —я часть — работа на старом, знакомом материале на д темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Прежде чем начать обучение на ДМИ, необходимо познакомить детей с ними — рассмотреть их, назвать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушаться к своей игре игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке. Первоначально исполняемое произведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Наиболее целесообразен следующий состав оркестра: Дет. Цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра цитра 21 Вариант 2. Цитры цитры цитры цитры цитры цитры цитры цитры 22 При выборе репертуара следует: - выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; - учитывать строение мелодии звуки должны располагаться близко друг от друга. Например, «Во саду ли в огороде». Например, «Во саду ли в огороде». Направления по обучению детей игре в оркестре: 1. Разучивание музыкального произведения игра на инструментах под руководством педагога. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведений по слуху. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах простейших песен на заданный текст, маршей, колыбельных, плясовых. Методика обучения детей на музыкальных инструментах. Задачи обучения игре на музыкальных инструментах: 1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле. Знать названия инструментов, узнавать их тембр. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне. Пианино; приглушат звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракасы. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки. Обучение игре на МИ начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки. Наиболее удобен для этого — металлофон. Обучение может осуществляться по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ей клавишей или пластиной металлофона закрепляется определенное цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребенок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой 2 и т. Цифровая система, обоснованная и введенная в практику начального музыкального образования французским педагогом Шеве 1804 — 1864широко применялась в дошкольном образовании во второй половине XIX - начале XX века в России. В своей педагогической деятельности ее применяли Владимир Федорович Одоевский, Сергей Иринеевич Миропольский, Лев Николаевич Толстой, Болеслав Леопольдович Яворский, а позже Николай Афанасьевич Метлов. Недостаток этих систем связан с преобладанием механического воспроизведения мелодий на инструменте без опоры на музыкально-слуховые представления ребенка. Данный недостаток преодолевается при обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху. С самого начала занятий у ребенка формируется навык элементарной слуховой ориентации в мелодии в процессе выявления ее высотной направленности. С первых занятий педагог учит ребенка вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить ее на инструменте выразительно интонационно осмысленно. Ритм мелодии ребенок усваивает слухом, без применения счета. Ребенок напевает мелодию со словами, либо на слоги «ли»,»ля», или же с закрытым ртом — на согласный «м»старается запомнить и отыскать на инструменте отдельные звуки. В старших группах дети обучаются игре на мелодических инструментах — струнных, духовых, клавишно-язычковых. Толстого в Яснополянской школе. Сегодня это может показаться непостижимым на уроках музыки даже в московских школах. Он пишет: "В первый урок я разделил всех на три голоса и мы спели следующие аккорды: Нам удалось это очень. И каждый пел, что он хотел, пробовал дискант и переходил в тенора, а из тенора — в альт — так что лучшие ученики узнали весь аккорд — до — ми — соль, некоторые из них все три. Мы пели эти аккорды и в школе, и на дворе, и в саду, и по дороге домой до поздней ночи, и не могли оторваться и нарадоваться на свой успех" подчеркнуто мною — Дальше Толстой дает советы, как легко освоить пение по нотам, и утверждает, что это нужно и доступно обычным крестьянским детям. Сольмизация сольфеджио — метод пения мелодии по нотам со слоговыми названиями ступеней до, ре, ми, фа и т. Сначала отрабатывается связь «слышу — вижу», т. Затем эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу — слышу», т. Установление двух первых связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу — слышу — играю». Таким образом, цель педагога при обучении ребенка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребенок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребенка музыкой. Впервые я, кажется, понял тогда очень важную истину: ребята способны воспринимать, запоминать и даже воспроизводить достаточно сложную музыку при условии, если музыка эта ярка, образна и естественна в своем развитии. Если же нет в ней яркости, образности и естественности, даже самую простую музыку ребята никогда не воспримут и не запомнят, потому что не затронет она ни их сердец, ни их сознания. Дмитрий Борисович Кабалевский Дмитрий Борисович Кабалевский.